Интеграция является одной из основных современных общемировых тенденций.
На современном этапе наблюдается дальнейшая глобализация бизнеса, что влечет за собой формирование единого информационного пространства и возрастание взаимозависимости между участниками международной торговли. В то же время укрепление региональных связей воспринимается многими государствами как мера противодействия негативному влиянию кризисных явлений в мировой экономике.
В этих условиях интеграция является одной из современных общемировых тенденций. В интеграционные процессы вовлечены практически все страны мира. Показательно, что более половины международной торговли осуществляется в рамках интеграционных групп и соглашений. Для государств, не входящих в состав какого-либо регионального интеграционного объединения, повышается риск остаться аутсайдером мировой экономической системы. В этом ключе интеграция сегодня в некоторой степени носит безальтернативный характер.
Термин «Большая Евразия» был предложен английским ученым Майклом Эмерсоном в 2013 году. Его концепция «Большой Евразии» включает в себя все страны Европы и Азии в пределах евразийского суперконтинента и затрагивает вопросы совместных усилий в сфере обеспечения стратегической безопасности, развития политических идеологий, решения долгосрочных социально-экономических проблем и сохранения культурных ценностей.
Мировое сообщество сплотиться вокруг идеи создания Большой Евразии, подразумевающей объединение в единый интеграционный проект Евразийского экономического союза, Экономического пояса шелкового пути и Европейского союза. Стала перспективной идея сформировать экономическое партнерство стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.
На евразийском континенте на сегодняшний день сформировались три ключевых экономических центра. Активно развивается Европейский союз, несмотря на то, что он переживает довольно непростой период в своей истории. Это интеграционное объединение сохраняет свою привлекательность для стран, не являющихся участниками ЕС даже при наличии сложных экономических проблем. В 2015 году начал функционировать Евразийский экономический союз. А в сентябре 2013 года Китай объявил о строительстве Экономического пояса Шелкового пути.
В свою очередь, идея Большой Евразии предусматривает гармонизацию интеграционных проектов, в том числе либерализацию торговых отношений между участниками, совместное развитие транспортных коридоров, диверсификацию энергетических маршрутов, расширение инвестиционного сотрудничества и другие вопросы по развитию экономического взаимодействия.
Стратегический интерес видится в перспективе соединения Тихого океана с Европой через сухопутные транспортные маршруты, что должно стать подспорьем для реализации транзитного потенциала странами континента. По разным оценкам к 2020 году 10% грузоперевозок между Европой и Китаем будут проходить по автомобильным и железнодорожным магистралям. Так, объем грузовых перевозок между КНР и странами Европы может вырасти до 170 млн тонн к 2020 году.
В то же время развитие транспортно-логистической инфраструктуры может выступить и драйвером долгосрочного экономического роста стран региона за счет создания и развития местных рынков, предоставления возможностей местному бизнесу и частному сектору.
С другой стороны, Большая Евразия отражает многовекторный внешнеполитический курс, предполагающий поддержание равных отношений со всеми центрами силы в мировой политике. В этих условиях особый интерес представляет идея кооперации между интеграционными объединениями.
К сожалению, по-прежнему остаются риски инвестиционного характера, связанные с рентабельностью инфраструктурных проектов в рамках Большой Евразии и возвратом вложенных средств. У инвесторов возникает закономерный вопрос, пойдут ли грузопотоки по новым дорогам и какие грузы это будут. Однако, можно предположить, что разветвленная система транспортных коридоров будет способствовать снижению геополитических противоречий и, следовательно, снижению рисков различного характера. В таком случае, ставка на транзитные проекты свидетельствует о прагматическом подходе политического руководства стран континента в вопросе реализации в жизнь идеи Большой Евразии.
Таким образом можно сделать однозначный вывод, что будущее в тенденции устойчивого развития мировых интеграционных процессов. Можно предположить, что в недалеком будущем мир будет существовать в виде нескольких экономических «Мегаблоков». +
Генеральный секретарь Евразийской организации
экономического сотрудничества
Владимир Пискурев