О Недопустимости смешения спорта и политики

Глобализация и транснационализации экономических и политических отношений с их высокой конкуренцией, рисками и пандемическими угрозами, активизацией радикальных группировок и многими другими опасностями не только сказывается на позиционировании различных государств, но и оказывает неоднозначное влияние на деятельность международных неправительственных организаций, вынужденных по-своему реагировать на идущие трансформации.

В XXI в. спорт стал неотъемлемой частью политики, инструментом формирования позитивного имиджа любой страны. Ежедневно масштабы и границы физической культуры расширяются, возрастает их роль и значение в жизни социума, спортивные достижения и успехи получают мировое освещение, становятся предметом интереса государств. К концу XX в. спорт приобрел черты исключительно важного культурного феномена, обеспечивающего коммуникацию как внутри национальных сообществ, так и на международной арене.

В древности спортивные состязания занимали особое место в жизни страны и ее населения. На время проведения Игр прекращались войны, сражения. Спорт выполнял целый ряд социальных и политических функций, пропагандировал здоровый образ жизни, что весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны.

Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Континентов давно уже являются не просто состязанием атлетов, а настоящей политической борьбой, поскольку спорт всегда являлся самой мощной формой национального самовыражения. Все это позволяет политической элите использовать спорт в качестве инструмента политического воздействия на мировой сообщество.

Одним из основополагающих принципов современного олимпийского движения, разработанных его создателем бароном Пьером де Кубертеном является принципиальное и жёсткое, под угрозой серьёзных санкций, ограничение политики от олимпизма. Согласно Олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам».

В Олимпийской Хартии программно заявлено: «Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного сообщества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства».

Олимпийская хартия предусматривает, что Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами и командами, а не между государствами.

Сегодня мы слышим, что олимпийская хартия якобы устарела и больше не имеет универсального характера. Некоторые чиновники от спорта дали себе право определять, на кого она распространяется, а на кого – нет. Такие подходы явно противоречат природе спорта.

Переплетение в Играх геополитических начал и политико-экономических интересов привело к тому, что международный спорт начал использоваться как инструмент для применения санкций.

С момента своего создания и по сегодняшний день олимпийское движение неуклонно увеличивает свое влияние в сфере международных отношений. 

Раньше в основе деятельности Международного Олимпийского Комитета (МОК) всегда, неизменно лежала Олимпийская Хартия, выполняющая не просто функцию устава Организации, но и закрепляющую принципы и ценности олимпийского движения, его историческую миссию. 

Провозглашённая Пьером де Кубертеном концепция «спорт вне политики» и по сей день имеет сторонников, но, к сожалению, состояние современного спортивного мира свидетельствует об обратном процессе. Мало того, по сути, Пьер де Кубертен и его соратники, стоявшие у истоков современного олимпийского движения, де-юре отстаивая независимость спорта от политических факторов, де-факто стремились также использовать его в политических целях - для укрепления согласия и взаимопонимания между народами, консолидации мирового сообщества. 

К большому сожалению, сегодня МОК является примером двойных стандартов и разрушают правовой недискриминационный режим допуска спортсменов к международным соревнованиям. Подход МОК не может быть расценен иначе, кроме как «сегрегация по национальному признаку», а потому должен быть обязательно пересмотрен в соответствии с нормами международно-правовых документов в спортивной сфере и духом международного олимпийского движения.

Необходимо напомнить, что термин «олимпийское перемирие» не упоминается в олимпийской Хартии. Данная категория используется исключительно в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, обращена к субъектам международного права, государствам-членам ООН и не может быть использован как предлог для дискриминации спортсменов из отдельно взятой страны международными спортивными организациями.

Пьер де Кубертен, провозглашая право каждого человека на спорт, отмечал, что никакой олимпийский вид спорта не может быть подчинен прагматической цели, а должен выступать только актом доброй воли и свободного самовыражения; но в то же время он подчёркивал, что нельзя абстрагироваться от политических влияний. 

Вызывает большое сожаление и удивление, что МОК, каждый раз меняет свою позицию.  Можно вспомнить целый ряд убедительных фактов, когда МОК то принимал решения, навязываемые крупными державами и ему приходилось отклоняться от политики нейтралитета, защищая позиции одной из противоборствующих сторон, то действовал, невзирая на стороннее давление в соответствии с принципами Олимпийской Хартии.

На Олимпиаде 1948 г. в Лондоне принимали участие атлеты Национальных олимпийских комитетов Ливана, Иракского королевства и Сирии, несмотря на затяжной арабо-израильский конфликт, который проходил тогда на Ближнем востоке (Арабо-израильская война 1947-1949 гг.).

На Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне соревновались команды из Франции и Великобритании, хотя контингенты этих государств вторглись в Египет в период между олимпийскими соревнованиями по конному спорту (10-17 июня 1956 г.) и основной частью Олимпиады в Австралии, вели активные боевые действия (Суэцкий кризис).

США участвовали в Олимпийских играх в Токио (1964 г.), Мехико (1968 г.) и Мюнхене (1972 г.), при этом ведя войну во Вьетнаме. США не прекращали бомбардировки Северного Вьетнама, проводившиеся с марта 1965 г. (операция «Rolling Thunder») даже во время Олимпийских игр в Мехико. Приказ об их завершении был дан только после окончания соревнований. Никаких санкций со стороны МОК не последовало.

Ярким примером действий санкций в международном спорте является 1962 г., когда ООН приняла резолюцию, осуждающую политику расовой сегрегации, известную как апартеид. Такая политика ЮАР привела к тому, что темнокожие южноафриканцы подверглись широкой дискриминации во всех аспектах жизни, включая спортивные соревнования, когда представлять страну могли только белые спортсмены. МОК, в свою очередь, ввел собственные политические санкции против Южной Африки непосредственно перед Токийскими играми 1964 г., приняв решение запретить ее участие. 

18 августа 1964 г. МОК выпустил официальное заявление о том, что принял решение ввести санкции и отозвать приглашение Южноафриканской ассоциации олимпийских и национальных игр на летние Олимпийские игры в Токио из-за политики апартеида. В апреле 1968 г. президент МОК Э. Брандейдж объявил, что ЮАР запрещено будет участвовать в ОИ-1968 в Мексике. Из-за сохранения апартеида и под международным давлением других африканских стран МОК также применил санкции к Олимпийскому комитету ЮАР, официально исключив его из Комитета в 1970 г. Санкции МОК были введены в действие на период 22 лет и действовали до момента, пока в начале 1990-х гг. страна «не начала менять свою политику».

В период проведения военной операции СССР в Афганистане тогдашний Президент МОК лорд Майкл Килланин указывал на необходимость придерживаться главных принципов олимпизма, подчеркивая недопустимость смешения спорта и политики.

В 2003 г. началась военная операция США в Ираке, которая по времени совпала с проведением нескольких Олимпиад: 2004 г. – в Афинах, 2006 г. – в Турине, 2008 г. – в Пекине, 2010 г. – в Ванкувере, 2012 г. – в Лондоне. Американские власти игнорировали принцип соблюдения «олимпийского перемирия» во время проведения спортивных состязаний. Каких-либо заявлений МОК, осуждающих за это США, к сожалению не было.

В связи с Августовской войной Грузии против Южной Осетии в 2008 г. директор МОК по связям с общественностью Ж.Дэвис заявляла, что МОК не намерен выступать с обращением к Грузии, чьи вооруженные силы начали в дни Олимпиады в Пекине в 2008 г. конфликт в Южной Осетии. При этом было сказано следующее: «Совсем не дело МОК посылать обращения по поводу международных политических конфликтов. Мы обсудили ситуацию с российской и грузинской делегациями, обе продолжат выступления в Пекине. Это самое главное, это шаг, который полностью соответствует олимпийским принципам. Проблемы международной политики не должны препятствовать спортсменам реализовывать плоды своего многолетнего труда». Кроме того, Ж.Дэвис подчеркнула, что урегулирование конфликта – задача ООН. Олимпийская сборная Грузии не была дисквалифицирована и отстранена.

При этом неоднократно МОК отстранял национальные сборные от участия в Олимпиадах по причине внутриполитической ситуации в стране.

В 1962 г. Международный Олимпийский комитет отстранил Южную Африку от участия в летней Олимпиаде 1964 г. в Токио после принятия Генассамблеей ООН резолюции по апартеиду. 

В 1972 г. вход на Олимпиаду был блокирован Зимбабве (тогда Родезия), когда в стране началась гражданская война между правительственными войсками и борцами за независимость. Не была допущена сборная Родезии и к Паралимпийским Играм 1976 г. в Торонто. В 2000 г. к летним Олимпийским играм в Сиднее не допустили команду Афганистана. Однако украинцы, в чьей стране с 2014 г. шла активная гражданская война, не были отстранены от участия в Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи в 2014 г., в Рио-де-Жанейро в 2016 г., в Пхенчхане в 2018 г., в Токио в 2020 г. и в Пекине в 2022 г.

В последние годы наблюдается активное наращивание геополитической борьбы, и это прямо указывает на наличие уже отнюдь непрозрачных мотивов политического характера в международном спорте. Особенно заметно стало усиление неприкрытой кампании давления со стороны Запада на Россию начиная с 2022 г., что проявляется наиболее ярко и отчетливо на Олимпийских играх. Это достигло своего пика в окончательной политизации и вмешательстве в работу международных спортивных институтов. В марте 2023 г. МОК выпустил рекомендации, где открыто утверждается, что участие российских спортсменов на ОИ-2024 он официально подтверждать не намерен. 

После начала спецоперации РФ на Украине в 2022 году глава МОК Томас Бах рекомендовал международным федерациям отстранить российских спортсменов от международных соревнований. В январе 2023 года МОК объявил, что рассматривает возможность допустить к международным соревнованиям в нейтральном статусе российских атлетов, которые не выражали поддержку проведению СВО.

Вызывает огромное недопонимание и сожаление, что МОК не направил в Россию и Белорусию официальных приглашений на Олимпийские Игры 2024, оставив под вопросом возможность для отдельных российских и белорусских спортсменов выступать под нейтральным флагом. Данное решение МОК в очередной раз выглядит исключительно как решение проводника политического Запада с коллективным наказанием за геополитические обиды, что явно не может соответствовать принципам честной и неполитизированной спортивной состязательности.

Наблюдаемый рост геополитической напряженности в мире, к большому сожалению, находит свое отражение в спорте, и он усиливается на международной спортивной арене в условиях, когда международные спортивные организации, такие как МОК, становятся инструментами проведения одностороннего политического воздействия и давления. Вполне очевидно, что санкции в отношении стран, участвующих в международных соревнованиях, стали так называемым «коллективным наказанием», затрагивающим спортсменов и команды, которые теряют возможность участвовать в соревнованиях из-за политически мотивированных решений, нивелируя идеи о честной и неполитизированной спортивной состязательности в условиях современных геополитических реалий.

Данная позиция МОК, вызывает полное отторжение и недопонимание не только у отдельных спортсменов но и отдельных стран. Проведение зимних Олимпийских игр 2030, уже под вопросом.  Политика двойных стандартов и дискриминации по национальному признаку отменяет, уже все морально-этические нормы и здравый смысл в Олимпийском движении.

Не первый раз мы слышим о кризисе Олимпийского движения. Телерейтинги падают, расходы растут, а желающих проводить «нечестное спортивное мероприятие» всё меньше. Давно МОК не был в таком патовом положении, как сейчас, в связи с ситуацией вокруг Игр 2030 года. С каждым разом МОК будет всё тяжелее и тяжелее найти страны, которые будут готовы проводить Олимпийские игры. 

Недавние заявления пресс-службы МОК демонстрируют не только двойные стандарты нынешней администрации мирового олимпийского движения, но и реализуемую МОК дискриминацию по национальному признаку. МОК, почему-то решил, что он «регулирует» весь мировой спорт и все игры в мире.

К большому удивлению, Международный олимпийский комитет предостерег национальные олимпийские комитеты (НОК) от участия в Играх дружбы (к которым он не имеет отношения), отметив, что это нарушило бы рекомендации по санкциям в отношении российского спорта. 

По нашему мнению, МОК четкого и недвусмысленного должен отказаться от практики двойных стандартов, без какой-либо дискриминации по каким-либо основаниям. 

Очень важно, чтобы международные спортивные организации отказались от дискриминационных действий по отношению участия различных национальных сборных в различных спортивных соревнованиях и придерживались норме положений Олимпийской хартии, помня о принципе «спорт вне политики».

Любая страна имеет право проводить на территории своего государства международные соревнования. Спорт и право на участие в таких соревнованиях являются универсальными ценностями. Никто не обладает монополией на такую деятельность. 

Кульжазира Шалова
Евразийский комиссар ЕОЭС по вопросам внутренней и внешней торговли

В центре внимания