На пути создания успешной модели устойчивого бизнеса Большой Евразии

Использование национальных валют стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) во взаимных сделках устраняет для многих предпринимателей нежелательные валютные риски, сокращает экономические и регуляторные барьеры для участия во внешнеэкономических операциях, содействует укреплению макроэкономической стабильности, а также развитию национальных финансовых рынков в рамках Большой Евразии. Наблюдается позитивная тенденция, при которой доля национальных валют стран участниц ЕАЭС в расчетах в последние годы растет.

В штаб-квартире ЕОЭС состоялась заседание рабочей группы по вопросам интеграции в монетарно-финансовой сфере, которая неизбежно должна идти вслед за экономической основой интеграции: устранением многочисленных изъятий и ограничений во взаимном обороте, построением связующих звеньев экономических субъектов друг с другом, а также логистических и транспортных связей стран Евразии, развитием общих рынков труда и капитала ЕАЭС. Участники мероприятия отметили, что основные причины, препятствующие усилению роли национальных валют во взаиморасчетах между государствами-членами ЕАЭС, по-прежнему имеют макро- и микроэкономическую природу. Это более высокие транзакционные издержки, низкая ликвидность (по сравнению с долларом), неустойчивость валют ЕАЭС к внешним шокам, остающиеся высокими инфляционные ожидания и неопределенность относительно перспектив отдельных национальных экономик.

В качестве главных мер по усилению роли национальных валют эксперты видят развитие рынка капитала, доступность кредитования в национальных валютах и общие проекты в реальном секторе и инфраструктуре.  Особую роль на текущем этапе, по мнению специалистов, играет развитие инвестиционного сотрудничества, промышленной и технологической кооперации, реализация совместных инвестиционных проектов в международных рамках. В качестве «точек роста» использования национальных валют видятся развитие малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество и развитие потребительской кооперации.

В ситуации глобальной нестабильности именно кооперативы дают гражданам по всему миру некоторую надежду и ясность. Являясь уникальной моделью ведения бизнеса, кооперативы предоставляют экономические ресурсы и демократический контроль.

Кооперативный капитал отличается от традиционного «акционерного капитала». Во-первых, пайщик имеет право на возврат только той суммы денег, которая непосредственно вложена или на которую куплены акции кооператива. Таким образом, у него нет права на долю в стартовом капитале. Во-вторых, пока кооперативы могут выплачивать проценты на капитал, согласно 3-му Кооперативному принципу, пайщики могут получить «ограниченную компенсацию на капитал являющейся членским взносом». Кроме этого, необходимо отметить, что прибыль или доход распределяются между пайщиками пропорционально их участию в торговле с кооперативом.

В ходе заседания рабочей группы ЕОЭС шла работа над разработкой финансового предложения – финансовой модели, которая обеспечила бы прибыль, но не повредила бы кооперативной идентичности, а также позволила бы позволила людям получить доступ к своим средствам, когда им это потребуется. Сегодня особо остро назрела необходимость построения модели, нахождение которой не просто изменит способ работы компаний, а будет содействовать созданию компаний, которые, как и кооперативы, в долгосрочной перспективе, вероятнее всего, будут ориентироваться на потребности людей.

В центре внимания