Саммит АСЕАН и вопрос ЮКМ
С 31 октября по 4 ноября текущего года в Бангкоке состоится очередной, уже 35-й саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В прошлый раз это важнейшее мероприятие региона принимал Сингапур, а в 2020-м здесь будет председательствовать Вьетнам.
Я уже отмечал, что Вьетнам, по многим показателям, становится одним из главных «моторов» АСЕАН. Один из них – чисто визуальный, наиболее характерный и заметный, в частности для россиян: вьетнамская пресса представлена в России очень серьёзным, многочисленным пулом журналистов из различных изданий, начиная с ведущих, государственных. В этом смысле их можно сравнить только с китайскими коллегами, которые так же, в значительном количестве аккредитованы при МИДе России. В то время как СМИ остальных членов АСЕАН у нас почему-то совсем незаметны, и уж тем более они не занимаются аналогичной популяризацией АСЕАН так, как это делает Вьетнам.
Вьетнамские журналисты на протяжении многих лет активно работают на всех общественно-политических, экспертных конференциях в Москве, посвящённых вопросам безопасности Азии и Юго-Восточной Азии в частности. Невольно складывается впечатление, что эти проблемы беспокоят Вьетнам больше остальных его партнёров по региону, что тоже выделяет эту страну, в позитивном плане, на фоне блока АСЕАН. Я не зря назвал АСЕАН «блоком»: эта организация отличается от многочисленных экономических азиатских форумов именно тем, что занимается политическими вопросами. Так было с далёких времён, с момента её основания.
Таким образом, именно с АСЕАН, с её региональным и мировым авторитетом, связаны надежды на усиление безопасности в Южно-Китайском (Восточном) море, где существует неурегулированная территориальная проблема огромного, стратегического объёма.
Но эта безопасность не является проблемой одних только региональных стран, и уж тем более одного Вьетнама, хотя он – имеющий тяжелейший опыт войн с самыми сильными противниками – громче всех предупреждает об общей опасности. Это проблема всего мира, потому что именно на Восток, в Азию сместился центр геополитики, – как об этом, в начале октября, было очень точно сказано на заседании Валдайского клуба в Сочи. Напомню, что президент РФ Владимир Путин посвятил своё выступление теме «Заря Востока и мировое политическое устройство», подчеркнув выросшую роль ведущих государств этой части планеты и их ответственность за её будущее.
В прошлом году, как только стало ясно, что страной-организатором саммитов АСЕАН и ВАС (Восточноазиатский саммит), обычно проходящих парно, станет Таиланд, была представлена и главная идея мероприятия, которая звучит так: «Партнёрство в интересах устойчивого развития». Но устойчивое развитие подразумевает не только решение чисто хозяйственных вопросов. Они не могут быть решены без гарантий политической стабильности для региона. Поэтому мы рассчитываем на то, что основополагающие темы безопасности – и главная из них, ЮКМ – будут рассмотрены на саммите, а также по ним будут даны конкретные рекомендации.
Если этого не произойдёт и в Таиланде в 2019, то в таком случае на эти форумы надо направлять тех экспертов, которые не ограничиваются общими фразами, а готовы рассмотреть проблему по существу. Поэтому надеюсь, что в 2020 году Вьетнам сделает шаг в этом направлении, тем более что эта страна одновременно будет находиться в статусе непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Должность, как говорится, обязывает.
Уходить от эскалации проблемы в огромной зоне ЮКМ уже не получается, даже если кому-то хотелось бы от неё уйти или надеяться, что всё уляжется само. Проблема утяжеляется ещё и тем, что многие учёные, специалисты сегодня приходят к выводу, что Вторая мировая война началась не в Европе, а в Азии, что в целом соответствует исторической хронологии событий. В этом случае нет никакой гарантии, что очередная глобальная трагедия не случится там же, в Азии.
Таиланд, как известно, не лежит непосредственно на берегах ЮКМ. Но он находится в «десятке» АСЕАН, и поэтому если в акватории произойдёт огромный «пожар», он обязательно коснётся и Таиланда. Этот пожар может произойти уже без кавычек, а в прямом смысле слова, так как рыбацкие суда в Южно-Китайском море горят всё чаще, ведь границы внутри островных архипелагов до сих пор не определены. На китайскую разметку здесь, из соседей, никто никогда не согласится, на это можно даже не рассчитывать. А тут уже, как говорится, рукой подать до огня и на военных кораблях.
Имеется большой свод документов, принятых по территориальной проблеме ЮКМ, как двустороннего, так и многостороннего характера. Но одни только документы, к сожалению, ничего решить не в состоянии. Как эксперт считаю, что определённые центры силы намеренно загоняют Китай в капкан ЮКМ, негласно давая ему расшириться здесь максимально, чтобы и накал политической обстановки в регионе тоже стал максимальным. Китай считает, что защищает безопасность всей акватории, однако ни одна из стран, непосредственно вовлечённых в территориальный конфликт (Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и другие) не подтверждает, что делегировала полномочия для такой миссии.
Не существует другого невоенного, дипломатического способа начать практическое урегулирование проблемы ЮКМ, кроме как на ключевых саммитах по безопасности и развитию, которые проходят непосредственно в Юго-Восточной Азии. Прежде всего, это саммит АСЕАН. В противном случае, такие вопросы начнёт решать НАТО, в его «азиатской» версии, о возможном появлении которого уже несколько лет предупреждают эксперты.
Премьер-министр Таиланда генерал Прают Чан-Оча на днях приказал проверить всю систему технической безопасности для подготовки к саммиту. Но политическая безопасность Юго-Восточной Азии также нуждается в проверке.
Итак, ждём от Бангкока конкретики.
Григорий Трофимчук, председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей»