
Институты и механизмы партнерства цивилизаций и объединений на всем Евразийском пространстве
На ХХ Петербургском Международном экономическом форуме, который прошел 17–19 июня, Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о проекте «Большая Евразия» и пригласил к участию все государства континента, начиная с Китайской Народной Республики, заканчивая странами Евросоюза. Идея проекта заключается в создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
По мнению экспертов ЕОЭС, для реализации мегапроекта «Большая Евразия» необходимо создать надежные институты, отвечающие его специфике. При этом речь не идет о создании некоего подобия ООН, охватывающего 105 государств (Европа – 48, Азия – 50, Северная Африка – 7).
Необходимо отметить, что речь не идет о возникновении нового наднационального объединения наподобие Евросоюза с передачей ему функций ряда суверенных прав и функций входящих в его состав государств.
Фундаментом концепции «Большая Евразия» должны стать условия для координации уже существующих локальных цивилизаций и объединений различного формата без создания институтов, координирующих их деятельности, и без централизации принадлежащих им прав и функций.
По мнению экспертов ЕОЭС, наряду с уже действующим периодически собирающимся Саммитом государств Европы и Азии, логично ввести практику периодических Саммитов ключевых государств, цивилизаций и объединений Европы, Азии и Северной Африки (это восьмь уже существующих локальных цивилизаций с учетом возможной дифференциации Мусульманской цивилизации на пять локальных цивилизаций.
Представлять локальные цивилизации могут такие ведущие державы, как ФРГ или Великобритания – от Западноевропейской цивилизации; Чехия или Польша – от Восточноевропейской; Россия – от Евразийской; Китай – от Китайской; Индия – от Индийской; Япония – от Японской; Республика Корея – от Буддийской.
Мусульманская цивилизация может быть представлена пятью ключевыми державами – Египтом – от Арабской цивилизации; Ираном – от Персидской; Пакистаном – от Индо-мусульманской; Индонезией – от Тихоокеанско-мусульманской и Турцией – Евро-мусульманской.
При этом объединения Большой Евразии предлагается представлять странам, осуществляющими председательствование в соответствии с принятым в них порядком (Евросоюз, Еврозона, СНГ, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, Организация исламского сотрудничества, Лига арабских государств, Организация черноморского экономического сотрудничества, Союз для Средиземноморья).
Кроме того, участниками саммитов могут стать представители Арктического совета, а также региональные организации ООН и ЮНЕСКО (для Европы и Азии).
Евразийские саммиты предлагается проводить ежегодно, поочередно в разных государствах. Также можно проводить специальные саммиты для обсуждения наиболее важных задач.
Вторым институтом Большой Евразии может стать Евразийская межпарламентская ассамблея, включающая руководителей парламентов ведущих держав цивилизаций и объединений Большой Евразии. Функциями Ассамблеи предлагается сделать согласование законодательной политики по вопросам, представляющим общий интерес для всего Евразийского континента, координацию подготовки, принятии ратификацию международных соглашений и других документов, выработанных на саммитах.
Еще одним институтом может стать Евразийский научный форум для научного обоснования проектов прогнозов и программ решения в условиях стратегических приоритетов, а также экспертизы научного консультирования по узловым вопросам партнерства и развития цивилизаций и объединений Большой Евразии.
Организатором подобной работы предлагается сделать созданный в октябре 2016 года Евразийский центр глобального моделирования, прогнозирования и стратегического планирования (с расширением его состава и полномочий). Данный форум может стать своеобразным «советом мудрецов» цивилизаций Большой Евразии.
Для успешной реализации мегапроекта «Большая Евразия» также необходимо выработать эффективные механизмы, отвечающие его специфике и функциям.
К их числу можно отнести долгосрочное прогнозирование и программирование для решения узловых проблем развития и партнерства цивилизаций и объединений Большой Евразии, а также разработку стратегий и программ для реализации стратегических приоритетов.
Вторым механизмом является координация усилий по финансово-кредитному, валютному и ценовому сопровождению выполнения намеченных стратегических приоритетов, стратегий и программ.
В качестве третьего механизма можно использовать информационное обеспечение евразийского партнерства по таким направлениям, как создание общих многоязычных баз знаний, интернет-порталов и информационных сетей, независимых от информационных транснациональных корпораций, базирующихся в США.
Еще одним направлением может стать гуманизация информационного пространства, выработка общих многоязычных образовательных медицинских и туристических сетей.
Четвертым механизмом предлагается сделать согласование мер по подготовке повышения квалификации кадров, участвующих в принятии и исполнении общих решений институтов Большой Евразии, намеченных евразийских стратегий, программ и проектов.
Пятым механизмом является обеспечение контроля евразийского гражданского общества над деятельностью общих институтов и механизмов с использованием различных структур этого общества и представителей разных поколений.